Бизнес

Подарок для избранных: кому поможет повышение НДС


Фото AP / TASS

Повышение НДС — это откат налоговой системы на шаг назад: оно увеличит перекосы в экономике и сохранит преференции за избранными. У малого и среднего бизнеса стимулов работать в «белом поле» станет меньше

Цели реформы состоят в следующем: во-первых, через повышение НДС собрать дополнительные доходы (более 600 млрд рублей) в федеральный бюджет для увеличения расходов, в том числе социальных трат и вложений в инфраструктуру, что должно привести к более качественному экономическому росту в будущем; во-вторых, через снижение порогов для ускоренного возмещения НДС, отмену налога на движимое имущество и фиксацию ставки пенсионных страховых взносов смягчить дестимулирующее влияние налогов на развитие бизнеса. При этом сохранена льготная ставка по НДС (для продуктов питания, детских товаров, книг и др.).

Повышение НДС — результат выбора из множества альтернатив, если взять за данность необходимость увеличения бюджетных расходов в человеческий капитал при сохранении статус-кво по прочим статьям бюджета. Необходимость увеличения расходов «в человека» не вызывает сомнений и подкреплено как множеством экспертных исследований, например, Центра стратегических разработок, так и мандатом доверия населения к действующей власти. То есть дискуссия не о целях, а о способах найти деньги, которых обсуждалось немало: от смягчения бюджетного правила до введения налога с продаж и повышения НДФЛ.

Выбранный способ является в целом политически и административно простым и обоснованным решением, поскольку НДС — невидимый для потребителя налог, а ФНС преуспела в его администрировании с помощью современных технологий. При этом также не произойдет резких краткосрочных эффектов, например, скачка инфляции на социально значимые товары в силу сохранения льготной ставки. Позитивным для экономики является снижение налоговых издержек для бизнеса путем отмены налога на движимое имущество. При этом произойдет перераспределение доходов из региональных бюджетов, получающих налог на движимое имущество, в федеральный, куда идет НДС, то есть это усиление централизации. Снижение порогов по возмещению НДС сыграет на руку относительно крупному бизнесу и позволит ему с меньшими издержками управлять оборотными средствами, что минимизирует эффект повышения ставки.

Влияние налоговой реформы на экономику

НДС — косвенный налог с широкой базой на все потребление внутри границ России, который включается в цену товаров и услуг. В силу косвенной природы его экономическое бремя переносится на конечного потребителя, а бизнес выступает лишь «агентом», перечисляющим налог в бюджет пропорционально ценности добавляемой на его уровне цепи создания стоимости. При неизменном уровне ставок бизнес несет издержки от НДС в основном за счет отвлечения оборотного капитала и затрат на соблюдение требований законодательства. При этом повышение НДС приведет к изменению рыночного равновесия.

Дополнительный НДС вклинится между ценой продавца и ценой покупателя, и далее силы рынка уже решат, кто из них должен «потесниться» в силу появления налога. В более конкурентных отраслях бизнес может снизить свою маржу, чтобы не поднимать цены (в России это прежде всего розничная торговля, текстильное производство, сектор услуг, кроме финансовых, строительный сектор), а в менее конкурентных отраслях цены увеличатся пропорционально повышению налога. Эффект будет менее значимым для видов деятельности, не входящих в периметр российского НДС, например, экспортеров, работающих в основном на зарубежных рынка, и поставщиков финансовых услуг, хотя косвенно затронет и их.

В любом случае в результате повышения налога роль государства в российской экономике увеличивается. Государство, по сути, заявляет о том, что даст людям дополнительные общественные блага, при этом немного сузив возможности для потребления населения и получения прибыли бизнесом. При этом надо понимать, что этот мандат государству дает население на среднесрочную перспективу, то есть население согласно с тем, что в общественных интересах государство лучше распорядится данными финансовыми ресурсами, чем отдельный потребитель и предприниматель, и обратно забрать этот мандат будет крайне тяжело.

Усиление перекосов налоговой системы

Хорошая налоговая система является максимально нейтральной и не искажает эффективные решения рынка, который берет на себя задачу распределения благ и факторов производства «невидимой рукой». Преимущество НДС в том, что этот налог теоретически нейтрален и создает равные условия конкуренции внутри отдельного рынка. На практике это не так из-за льготных ставок, освобождений для определенных видов деятельности и исключений лиц из числа налогоплательщиков.

Принятое решение по НДС не устраняет, а наоборот, несколько обостряет имеющиеся перекосы, создаваемые налоговой системой, в частности:

  • Увеличение стандартной ставки НДС при сохранении льгот только усиливает конкурентное преимущество (по сути, субсидию) для бизнеса из льготируемых отраслей, сохраняя объем их рынка. При этом льготы по НДС в силу косвенной природы налога не являются адресными. Так, например, и богатые, и бедные люди приобретают продукты питания, книги и товары для детей, то есть являются бенефициарами льготы, причем богатые тратят значительно больше денег на свое потребление.
  • Отдельной проблемой являются обязательные освобождения промежуточных услуг (например, аэропортовые услуги, предоставление интеллектуальной собственности по лицензии) без права вычета входного налога. Они приводят к разрыву цепи начисления НДС, в результате чего возникает «каскадное двойное налогообложение» части себестоимости конечного продукта. Масштабы этих искажений увеличатся при росте ставки.
  • Взаимодействие налогоплательщиков, применяющих упрощенную и общую систему налогообложения. Как правило, крупные предприятия не хотят работать с поставщиками по упрощенной системе налогообложения из-за отсутствия возможности возмещения налога.
  • Налоговые издержки выхода «из теневой экономики» увеличатся при росте ставки НДС, что снизит желание малого и среднего бизнеса работать в «белом» поле.
  • В последнее время в политическом поле активно обсуждалась эффективность налоговых льгот, но дискуссии по этой теме идут тяжело, поскольку за каждой льготой стоит бенефициар, защищающий свое положение, в том числе аргументами «об общественно значимом благе», а оценить эффективность льгот в условиях отсутствия конкретных целей при их введении затруднительно. При этом надо отметить, что именно работа по расширению налоговой базы, улучшению администрирования и сокращению льгот привела к тому, что в свое время налоговые ставки были снижены с 20% до 18% по НДС с 2004 года и с 24% до 20% по налогу на прибыль с 2009 года. Таким образом, текущий шаг является ступенькой отката налоговой системы в сторону разделения на «для всех» и «для льготников», откладывая сложную дискуссию.

    Источник

    Leave a Comment